воскресенье, 11 сентября 2016 г.

Переправа-переправа...

После долгого летнего перерыва снова отыграли с Дядей Димой нашу излюбленную тему - Великая Отечественная Война, 1943-1944, лето.

Для разнообразия решили расчехлить давно пялящуюся пятнашку, собранную во время активного увлечения Flames of War. В качестве правил выбрали очередной продукт от Too Fat Lardies - I Ain't Been Shot Mum. Когда-то давно, года полтора назад, мы уже пробовали эти правила, но тогда мы не были подготовлены к особому стилю ТФЛ.

Я на тестовую игру решил выставить примерный предел того, что хотел видеть в 28 мм - два взвода мотострелков, взвод максимов и роту т-34/76. Диме выпала роль обороняющегося и он взял меньшие силы - три взвода гренадер неполного состава и взвод из трех ПАК-40.

Димина версия происходившего - ТУТ.


немцы окопались в деревне за рекой

с востока наступают советские орды
орды с высоты птичьего полета

панорама начала операции

Начало боя выдалось удачным - с первых же выстрелов удалось взорвать один ПАК.
первая кровь
Воодушевленный удачными выстрелами, я повел бойцов в наступление, аккуратно укладывая их в пшеницу после перебежек.
Впрочем удачные выстрелы на первом ходу достались и немцам - одну линейную тридцатьчетверку второго взвода разорвало на месте. Командная первого получала болванку за болванкой и экипаж, будучи не в состоянии починить движок под обстрелом, в середине второго хода решил покинуть машину.
наступление
Следующие пару ходов лишь добавили очков немецким артиллеристам - на моих танках висел приказ "Охота", заставлявший их перемещаться на 1д6 дюймов (я традиционно забываю проверить матчасть и только к концу игры обнаружил, что Т-34 имеет бонус +2 дюйма за каждый д6 на передвижение) и стрелять с хода на оставшиеся действия. В итоге они не могли быстро выкатиться на позиции, с которых было бы удобно обстреливать пак в центре деревни, и не могли остановиться, чтобы сконцентрировать на нем огонь с места.
Первый взвод (на левом фланге) сгорел к концу третьего хода полностью, не нанеся ущерба противнику.
останки первого взвода
Пехота в это время выползала на холм, пулеметы безуспешно (и надо сказать - бессмысленно) строчили по немецким пехотным окопам.
Однако потеря половины танков заставила оставшихся танкистов изменить свою тактику - вовремя выпавший танковый ротный командир сменил приказ второму и третьему взводу на "вступить в бой", после чего у 34ок появилась возможность обстреливать немцев с места. Результат не заставил себя ждать - центральный пак потерял 40% расчета, артиллеристы запаниковали и начали отступать из укрепленной позиции, катя за собой полуторатонное орудие. Вдогонку им летели новые фугасы, выбивая остатки расчета. Последний фугас прилетел точно в пакушку, отправив ее и единственного на тот момент живого артиллериста в Вальхаллу.
stairway to Valhalla
Здесь немецкая решимость дала трещину и бойцы начали отступать из окопов, откатываясь в глубь деревни.
немцы окапываются в унавоженных грядках
Примерно в этот момент я допустил одновременно две игромеханических ошибки, оказавшие решающее влияние на результат операции. 
Понимая, что видимых целей для моих бойцов не остается, я повел всех в атаку. Карты активации стали выпадать традиционно по-карточному и в результате моя пехота оказалась в прямой видимости пака без танковой и пулеметной поддержки.
закономерный результат прогулки под артобстрелом
В этом огне второй пехотный взвод потерял половину состава, а также взводного и ротного командиров.

Еще до этой суицидальной атаки мы с Димой пришли к выводу, что игра превращается в прятки - при подавлении последнего пака пятью танками и тремя пулеметами с большой долей вероятности пара-тройка танков выживает и начинает методично искать точки, с которых безнаказанно и неспешно щелкает немецкую пехоту. Оно конечно правильно, но скучно решили мы, и добавили немцам драйва.
резервный немецкий драйв
Штуги резво выкатились на позиции и начали наказывать 34ки.
гоп-стоп, мы подошли из-за угла
Собственно, примерно на этом и решили закончить - с места 34ки попадали по штугам на 12+ на 2д6 (штуги попадали на 5+), переместиться на более удобную позицию 34кам мешал все еще не снятый приказ, да и на той позиции их ожидал перекрестный огонь пака и штугов.
На этом решили прекратить операцию.
финальный аккорд
В качестве итоговых выводов можно сказать, что система от ТФЛ как всегда - это вещь в себе, и гонять ее нужно гораздо чаще, чем раз в 1,5 года. :) Правила во многом хороши, здесь нет фововской однозначности и безысходности.
Кстати, советские войска в рамках фова стоят чуть меньше 1000 очков, немецки без штугов - 600, со штугами - чуть больше 1000.

Еще более важный вывод - 15 мм для ВОВ имеет гораздо больше возможностей, чем можно даже теоретически выставить в 28 мм. Скорее всего, оставим 28 мм для уникальных сценариев вроде снятия часовых, взятия языка и т. п., а основу - встречные бои и взятие ключевых точек -перенесем в 15 мм.

3 комментария:

  1. Добрый. Какие правила для игр на тему ВМВ в 15мм вы еще изучали/тестировали? Рассматриваете ли вы в играх в 15мм не групповое базирование (одна фигурка - один боец и т.п.)?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Естественно, начинали с ФОВа. Пробовали Блицкриг коммандер (6мм миньками), но это было давно. Читали пластик солдеровые правила, но они какие-то смутные. Пофигурное базирование в 15 мм я думал, но это не удобно с точки зрения переставления минек. Где-то в блоге был умозрительный пост на эту тему. Для 15мм, наверное, оптимально база=team или даже база=отделение.

      Удалить